Ежегодно 8 февраля отечественное научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник — День российской науки, учреждённый Указом Президента Российской Федерации в 1999 году. В Указе говорится, что праздник был установлен «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук».

8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Указом Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 году — в Российскую Академию наук.

Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский, Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович Королев — вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку. Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

Немало российских и советских ученых были отмечены Нобелевской премией. Среди них И.П. Павлов, И.И. Мечников, Л.Д. Ландау, П.Л. Капица и другие.

Становится доброй традицией в День российской науки в образовательных организациях проводить семинары и научные конференции, для школьников – устраивать встречи с известными учеными, представителями научного сообщества.

РЕКОМЕНДУЕМ Методические материалы ФГАОУ ДПО АПК и ППРО  на сайте http://www.apkpro.ru/lessons

Содержание урока

  1. Введение Рассказ о роли науки в нашей жизни, о том, какие вопросы волнуют современных учёных.
  2. У Вселенной было начало О формировании современных представлений о структуре Вселенной, о том, из чего состоит окружающий нас мир, когда и как родилась наша Вселенная и как она развивалась от Большого взрыва до наших дней.
  3. Кварк-глюонная плазма

Рассказ о том, какие фазовые переходы вещества существуют в природе, что такое кварк-глюонная плазма, какое отношение она имеет к нейтронным звёздам и к рождению нашей Вселенной. А также, где и каким образом учёные собираются получать это загадочное состояние вещества. 

  1. Приборы, позволяющие заглянуть вглубь материи

Школьники ознакомятся с основами ускорительной техники, узнают, зачем нужны ускорители и коллайдеры, как они устроены и на каких физических законах основана их работа. 

  1. Ускорительный комплекс NICA

Рассказ о сложнейшем техническом сооружении — ускорительном комплексе NICA, о том, из каких узлов он состоит и как работает. Показан путь ядер от источника тяжёлых ионов до детектора. Ученики узнают, как при помощи ускорителей, коллайдера и детекторов учёные изучают строение материи. 

  1. Комплекс NICA и технический прогресс

Увлекательный рассказ о прикладных исследованиях на ускорительном комплексе, о применении тяжёлых ионов в материаловедении, медицине, радиобиологии. Школьники узнают, как эксперименты на ускорителе смогут подготовить космонавтов к длительным космическим экспедициям. 

  1. Открытия на комплексе NICA ждут вас!

В заключение академик Российской академии наук Григорий Владимирович Трубников расскажет о том, какие специалисты нужны для работы в проекте и как нынешние студенты и школьники сами смогут стать первооткрывателями загадок Вселенной.  Скачать

Фильм предназначен для широкой аудитории и может быть использован в школах в качестве познавательного и обучающего материала во внеурочной деятельности и на уроках физики и астрономии при изучении таких разделов, как «Строение вещества», «Изменение агрегатного состояния вещества», «Строение и эволюция Вселенной», «Методы научного познания и физическая картина мира», «Физика атомного ядра и элементарные частицы». 


Технические вопросы: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.